Альтернативный рок - это не просто музыка, это способ мышления и даже жизни
Рок-музыка настолько удивительна и разнообразна, что порой трудно подобрать слова, чтобы обозначить все ее явления. Очередное явление из разряда неопределенных – alternative rock, или, как это принято называть у нас – альтернатива. Появилось сие направление в рок-музыке в 1980-х годах в США и Великобритании. Различные музыкальные издания и рок-энциклопедии гласят, что данный стиль в рок-музыке назвали альтернативным, потому как он противостоял популярным на тот момент стилям, транслируемым на коммерческих радиостанциях. Группы, которые причислялись к alternative rock, играли некоммерческую музыку, издавались на скромных независимых лейблах и транслировались на самопальных радиостанциях. Но здесь наступает некое дежавю – не кажется ли, что такое описание мы уже где-то встречали? А как же indie-rock с его некоммерческой деятельностью и независимостью? И тут на помощь приходит разделение по территориальному принципу – мол, в Великобритании это действительно называлось инди-роком, а вот в Америке такая музыка именуется alternative rock. Насколько правильно это утверждение, сказать трудно. Но очевидно, что понятие indie-rock всё-таки шире, чем alternative rock, поэтому согласимся с западными музыкальными обозревателями, что альтернатива вышла на свет божий из инди-среды.
"Бескомпромиссный рок отличается хрупким стилем рифф гитары 70-х годов и мучительными вокалистами со своими вечными проблемами".
Характеристика Альтернативного рока
Гранж взрыв
Alternative rock в 21-ом веке: дальнейшее совершенствование, основной выход
Термин alternative rock
До 1990-ого года (когда альтернативный рок начал приобретать известность), альтернативная музыка понималась по-разному. В 1979-ом году Terry Tolkin использовал термин «альтернативной музыки» для характеристики музыкальных групп. Термин «college rock» был использован в США для описания музыки 1980-х годов, которая вещалась на радиостанциях учебных заведений и была очень любима студентами.В Соединенном Королевстве небольшая масса самостоятельных людей создали лэйблы звукозаписи, как результат субкультуры панка. По словам основателя одного из этих лэйблов, Cherry Red, NME и журнал Sounds создали пластинку под названием «Alternative Charts«, которая распространялась в небольших магазинах. Первый национальный чарт имел название «Indie Chart» и был издан в январе 1980-ого года.В то время термин «инди» (indie) был использован буквально для характеристики независимо-распространяемых записей. К 1985-ому году он стал означать определенный жанр или группу поджанров. Использование термина «альтернатива» для описания рок музыки, возникло примерно в середине 1980-х годов. Люди, которые работали в качестве ди-джеев и промоутеров в 1980-ом утверждали, что термин происходит от американского радио FM 1970-х годов, который служил в качестве прогрессивной альтернативы «топ-40 форматов радио«.Использование термина «альтернатива» получило дальнейшее проявление в связи с успехом Lollapalooza (рок фестиваль), для которого основатель фестиваля и Jane’s Addiction фронтмена Перри Фаррелла придумали термин (Alternative Nation). В конце 1990-х годов определение вновь стало более конкретным. В 1997-ом году Нил Штраус в «Нью-Йорк Таймс» определил alternative rock, как:
"Бескомпромиссный рок отличается хрупким стилем рифф гитары 70-х годов и мучительными вокалистами со своими вечными проблемами".
Определить альтернативную музыку иногда бывает очень трудно, потому что здесь два несовместимых понятия этого слова. Альтернативную можно описать музыку, которая ставит под сомнение существующее музыкальное направление, но этот термин также используется и в музыкальной индустрии для обозначения альтернативного выбора потребителя в музыкальных магазинах, радио, телевидения и интернете.
Используя широкое определение жанра, Дэйв Томпсон в своей книге «Rock Alternative» цитирует формирование Sex Pistols, а также выпуск из альбома «Horses» от Патти Смит и «Metal Machine Music» от Лу Рида, как три ключевых события, которые породили альтернативный рок. До недавнего времени, когда indie rock стал самым распространенным термином в США для описания современной поп и рок музыки, термин «indie rock» и «alternative rock» часто используются как синонимы.
Определить альтернативную музыку иногда бывает очень трудно, потому что здесь два несовместимых понятия этого слова. Альтернативную можно описать музыку, которая ставит под сомнение существующее музыкальное направление, но этот термин также используется и в музыкальной индустрии для обозначения альтернативного выбора потребителя в музыкальных магазинах, радио, телевидения и интернете.
Характеристика Альтернативного рока
Название «альтернативный рок» по существу является общим музыкальным термином для подпольной музыки, которая возникла в результате панк рока, начиная с середины 1980-х годов. На протяжении большей части своей истории, alternative rock в значительной степени определяется отказом от коммерциализации (коммерческого подхода) массовой культуры. Однако с этим можно поспорить, так как некоторые альтернативные исполнители достигли основного успеха или работали с известными лейблами в 1990-х годах.
В течение 1980-х годов, альтернативные группы вообще играли в маленьких клубах, записывались на инди лейблах и распространяли свою популярность через общение с другими людьми. Тексты песен альтернативной рок музыки, как правило, имели проблемы социального характера:
- употребление наркотиков;
- депрессия;
- защита окружающей среды.
Такой подход к лирике был разработан как отражение социальных и экономических изменений в Соединенных Штатах и в Соединенном Королевстве в 1980 и начале 1990 годов.
Альтернативный рок в 1980-х годах
На протяжении 1980-х годов, альтернативный рок в основном имел подпольное явление. В то время как в других жанрах песни становятся коммерческими хитами и музыкальные альбомы получают похвалу от критиков, alternative rock относился к независимым звукозаписывающим компаниям, любительским малотиражным журналам и радиостанций колледжей. Альтернативные группы выпускали тогда малобюджетные альбомы.
В Соединенных штатах новые группы будут формироваться после предыдущих групп, которые создали обширный подпольный контур в Америке, наполненный множеством сцен в разных уголках страны. Хотя американские альтернативные исполнители 1980-х годов никогда не отличались высокими продажами своих альбомов, они оказали значительное влияние на более поздних альтернативных музыкантов и заложили основу для их успеха. К 1989-ому году жанр стал достаточно популярным, что свидетельствует множество гастролей музыкальных коллективов.
На ранних стадиях, британский альтернативный рок отличался от американского большим поп ориентированным фокусом (отмечено одинаковое внимание альбомов и синглов, а также большая открытость с элементами танца и клубной культуры) и лирический акцент на главные британские проблемы. В результате несколько британских групп добились альтернативного коммерческого успеха в США.
Американский андерграунд в 1980-х годах
Ранние такие американские группы, как REM, Feelies и Violent Femmes, находились под влиянием основной и панк музыки. REM стала самой успешной, сразу после выхода своего дебютного альбома «Murmur» (1983), который вошел в топ 40.Dischord Records) руководствовались на переход от хардкор панка к более разнообразным стилям альтернативного рока. Группы Hüsker Dü и The Replacements носят ориентировочный указатель этого перехода. Обе начинали на панк роке, но вскоре изменили свое звучание и стали более мелодичными.
Ранние такие американские группы, как REM, Feelies и Violent Femmes, находились под влиянием основной и панк музыки. REM стала самой успешной, сразу после выхода своего дебютного альбома «Murmur» (1983), который вошел в топ 40.Dischord Records) руководствовались на переход от хардкор панка к более разнообразным стилям альтернативного рока. Группы Hüsker Dü и The Replacements носят ориентировочный указатель этого перехода. Обе начинали на панк роке, но вскоре изменили свое звучание и стали более мелодичными.
Американские звукозаписывающие компании (SST Records, Twin/Tone Records, Touch and Go Records и
Michael Azerrad утверждал, что Hüsker Dü был ключевым связующим звеном между хардкор панком и более мелодичной и разнообразной музыкой жанра college rock. Эта группа подает нам пример, став первой группой на американской инди сцене и заключив контракт с фирмой, которая помогла создать college rock как «жизнеспособный коммерческий проект«.
К концу 1980-ых годов, на американской альтернативной сцене преобладало множество стилей, начиная от причудливой поп альтернативы (They Might Be Giants и Camper Van Beethoven)и заканчивая жанром noise rock (Sonic Youth, Big Black, The Jesus Lizard) и индустриальным роком (Ministry, Nine Inch Nails). Примерно в тоже время, жанр гранж появился в Сиэтле, Вашингтон. Гранж был основан на грязных и темных гитарных звучаниях, что объединяло heavy metal с панк роком.
К концу десятилетия многие альтернативные группы начали сотрудничать с крупными студиями. Такие группы, как REM и Jane’s Addiction, после подписания контракта смогли создать золотые и платиновые пластинки, тем самым приготовили почву для последующего прорыва альтернативной музыки.
Британские жанры и направления 1980-х годов
Gothic rock начал свое развитие с конца 1970-х годов как британский пост панк. Этот жанр с темными и мрачными формами подпольного (андеграундного) рока. Тексты песен частенько представляют собой литературный романтизм, заболеваемость, религиозную символику и сверхъестественные явления. Bauhaus с дебютным синглом «Bela Lugosi’s Dead«, выпущенный в 1979-ом году, считается надлежащим началом готического рока. The Cure с альбомом «Seventeen Seconds» (1980), Faith (1981) и Pornography (1982), закрепили основу этого стиля для дальнейших его последователей.
Ключевой британской альтернативной рок группой является The Smiths. Музыкальный журналист Саймон Рейнольдс выделил британский The Smiths и американский REM, как «две самые важные и альтернативные рок группы того времени«, подчеркнув, что «они были под 80 номером в том смысле, что с восьмидесятых годов«. The Smiths выбрали гитарное звучание в эпоху синтезаторной доминирующей музыки, что многим воспринимается как предупреждение о конце эры Новой Волны и появление альтернативного рока в Великобритании. Несмотря на ограниченный успешный график группы и короткую карьеру, The Smiths оказывала влияние на британскую инди сцену до конца десятилетия.
Другие формы альтернативного рока разработаны в Великобритании в 1980-х годах. Было создано формирующее влияние на шугейзинг движение конца 1980-х годов. Шугейзинг группы доминировали в британской музыкальной прессе в конце десятилетия. Шугейзинг — это еще один поджанр альтернативного рока.
Популяризация альтернативы в 1990 году
К началу 1990-х годов, началось привлечение коммерческих возможностей жанра alternative rock и заинтересованность звукозаписывающих компаний во многих группах. В частности успех REM стал основой для многих альтернативных групп конца 1980- начало 1990-х годов. Тем самым следует, что группа пережила многих своих современников и в 1990-х годах стала одной из самых популярных групп в мире.
Прорыв успеха группы Nirvana привел к широкой популяризации альтернативного рока в 1990-ом году. Релиз сингла «Smells Like Teen Spirit» с ее второго альбома «Nevermind» (1991) отмечен как grunge явление. Благодаря постоянной трансляции музыкального видео на MTV, «Nevermind» продается в 400 000 копий только за одну неделю. Этот успех очень сильно удивил музыкальную индустрию. Альбом «Nevermind» создал не только популярный жанр гранж (grunge), но и создал «культурную и коммерческую жизнеспособность альтернативного рока в целом».
Сюрпризом успеха группы Nirvana с «Nevermind» объявлена «новая открытость альтернативного рока» среди коммерческих радиостанций, в частности открывая двери для более тяжелых альтернативных групп.
Комментарии
Отправить комментарий