Фанк – музыка, заставляющая бурлить кровь или скучные наборы нот?
Стоит только произнести в танцевальных кругах имя Джеймса Брауна, как танцоры, от начинающих до профессионалов сразу начинают восхищенно обсуждать и напевать его знаменитые хиты. Джеймс Браун заслуженно признается отцом фанка, который привнес новое веяние не только в музыку, но и в танцевальные направления, такие как брейк-данс, хип-хоп, локинг и др.
Вообще считается, что фанк вышел из соула, стиля музыки, который родился в результате борьбы американских негров за равенство. Но в нем есть сходство и с ритм-н-блюзом, популярным стилем 50-х годов XX века.
Само слово «фанк» на афроамериканском жаргоне изначальное имело совсем непристойное значение, а именно, «запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения». Но в период 1930-х годов джазовые музыканты стали использовать в своём сленге слово «фанки» (funky music), которым описывали «причудливость, эффектность игры». В 1960-х годах этот термин funky music сократился до короткого и быстро запоминающегося слова «фанк». Кроме того, продвижению данного термина в массы способствовал джазовый композитор и пианист Хораса Сильвера (Horace Silver), выпустивший в 1952 году свою пьесу с названием Funky Hotel . Позже этот термин был использован группой Dyke the Blazers в их хите Funky Broadway . Ну, а Джеймс Браун придал этому термину всемирную популярность, придав ему социальный смысл. Манера его пения и характер оркестровки серьезно повлияли на целое поколение фанк-музыкантов. Для него фанк был смыслом жизни, методом борьбы, оружием, которым он умело воспользовался, превратив фанк в настоящую идеологию. Поначалу фанк играли, в большинстве случаев, чернокожие американцы. В их кругах постепенно сложилось 2 ответвления: фанки-джаз, рассчитанный на широкую аудиторию и психоделик-фанк, понятный далеко не всем. Классическими примерами фанки-джаза были Хорэс Сильвер со своим ансамблем, квинтет братьев Adderley, Stanley Turrentine, Donald Byrd, Grant Green и барабанщик Арт Блейк - бессменный лидер группы “Jazz Messengers”. Группы “Sly and the Family Stone” и “Temptations” определяли свой стиль как психоделический фанк, оказавшие заметное влияние как на белых фанов прогрессив рока, так и на ряд негритянских соул-групп.
Вообще считается, что фанк вышел из соула, стиля музыки, который родился в результате борьбы американских негров за равенство. Но в нем есть сходство и с ритм-н-блюзом, популярным стилем 50-х годов XX века.
Само слово «фанк» на афроамериканском жаргоне изначальное имело совсем непристойное значение, а именно, «запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения». Но в период 1930-х годов джазовые музыканты стали использовать в своём сленге слово «фанки» (funky music), которым описывали «причудливость, эффектность игры». В 1960-х годах этот термин funky music сократился до короткого и быстро запоминающегося слова «фанк». Кроме того, продвижению данного термина в массы способствовал джазовый композитор и пианист Хораса Сильвера (Horace Silver), выпустивший в 1952 году свою пьесу с названием Funky Hotel . Позже этот термин был использован группой Dyke the Blazers в их хите Funky Broadway . Ну, а Джеймс Браун придал этому термину всемирную популярность, придав ему социальный смысл. Манера его пения и характер оркестровки серьезно повлияли на целое поколение фанк-музыкантов. Для него фанк был смыслом жизни, методом борьбы, оружием, которым он умело воспользовался, превратив фанк в настоящую идеологию. Поначалу фанк играли, в большинстве случаев, чернокожие американцы. В их кругах постепенно сложилось 2 ответвления: фанки-джаз, рассчитанный на широкую аудиторию и психоделик-фанк, понятный далеко не всем. Классическими примерами фанки-джаза были Хорэс Сильвер со своим ансамблем, квинтет братьев Adderley, Stanley Turrentine, Donald Byrd, Grant Green и барабанщик Арт Блейк - бессменный лидер группы “Jazz Messengers”. Группы “Sly and the Family Stone” и “Temptations” определяли свой стиль как психоделический фанк, оказавшие заметное влияние как на белых фанов прогрессив рока, так и на ряд негритянских соул-групп.
По мере того, как фанк захватывал души все большего количества людей и обретал стремительную популярность, он также обрастал новыми характерными отличительными чертами и харизматичными идеологами. Ярким примером является продюсер и режиссер Джоржд Клинтон, которому не просто удалось создать ряд фанк-групп, таких как “Parliament” “Funkadelic”, “Funkenstain” , но и привнести свежую волну в фанк культуру. Например, обложки его пластинок конца 70-х украшались изображением знака фанка - буквой “U” и лозунгом “One Nation United under the Groove” (“Единая нация, объединенная грувом”). Groove - чисто негритянский сленговый термин, означавший нечто зажигательное, душевный подъем, драйв. А знак “U” (поднятый кулак с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем) – всем известная “коза”, употребляемая рок-музыкантами и новыми русскими, это не рога дьявола и не пальцы веером. Это символ единства, борьбы и свободы.
Чтобы понять, как же фанк повлиял на остальные музыкальные течения, достаточно послушать некоторые из них. Самые характерные особенности фанка — усложненный ритм, и яркая синкопированность ритмического рисунка. Взяв за основу вышеперечисленную технику, диско и хип-хоп успешно продвинулись в совершенствовании своих стилей. Именно стиль диско перехватил пальму первенства по популярности у фанка в начале 80-х годов. Этот стиль упростил ритмическую основу фанка, тем самым упростив и саму музыку, которой удалось принести невероятный коммерческий успех благодаря своей доступности. Что же касается хип-хопа, то его представители, наоборот, переняли изобретательную ритмику фанка и добавили осмысленных текстов на злобу дня. По признанию самого Джорджа Клинтона – «хип-хоп спас фанк». Таким образом, хип-хоп стал «новой школой» фанка. Окончательное возвращение фанка в массы произошло в середине 1990-х годов вместе с волной повышенного интереса к культуре 1970-х. Ветераны фанка продолжили записывать новые пластинки и перевыпускали старые. Большими приверженцами фанка стали белые группы, взявшие этот стиль на вооружение: Jamiroquai, Primus, Red Hot Chili Peppers. Джордж Клинтон даже продюссировал один из альбомов RHCP в 1985 году.
Комментарии
Отправить комментарий